ОП по ФОП ДО

Содержание

 

1.

Целевой раздел. Обязательная часть

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цели и задачи Программы

6

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

7

1.4.

Планируемые результаты реализации Программы

8

1.4.1.

Планируемые результаты младенческого возраста

8

1.4.2.

Планируемые результаты в раннем возрасте

9

1.4.3.

Планируемые результаты в дошкольном возрасте

10

1.4.3.1.

К четырем годам

10

1.4.3.2.

К пяти годам

11

1.4.3.3.

К шести годам

12

1.4.4.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы

14

1.5.

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

17

 

Целевой раздел. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

17

1.6.

Единое образовательное пространство

18

1.7.

Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста

19

1.8.

Характеристики современной социокультурной среды развития ребенка раннего и дошкольного возраста

25

1.9

Дополнительные принципы реализации Программы

26

1.10.

Особенности развития современных детей, вызванные жизнью в цифровом обществе.

27

1.11.

Цели и задачи парциальных программ, регионального компонента

29

1.12

Планируемые результаты в виде предпосылок учебной деятельности, универсальных учебных действий

29

2.

Содержательный раздел. Обязательная часть

31

2.1.

Задачи и содержание образования по образовательным областям

31

2.1.1.

Группа младенческого возраста (дети в возрасте от 2 месяцев до 1 года)

31

2.1.2.

Группа раннего возраста (дети в возрасте от 1 года до 2 лет)

34

2.1.3.

Группа раннего возраста (дети в возрасте от 2 до 3 лет)

39

2.1.4.

Младшая группа (дети в возрасте от 3 до 4 лет)

47

2.1.5.

Средняя группа (дети в возрасте от 4 до 5 лет)

59

2.1.6.

Старшая группа (дети в возрасте от 5 до 6 лет)

76

2.1.7.

Подготовительная к школе группа (дети в возрасте от 6 до 7 лет)

93

2.1.8.

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательных областей

111

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

113

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

115

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

120

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

122

2.6.

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

125

2.7.

Рабочая программа воспитания

130

 

Содержательный раздел. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

145

2.8.

Основные психолого-педагогические условия решения задач образовательных областей

145

2.9.

Региональный компонент содержательного раздела Программы

150

2.10.

Парциальные программы дошкольного образования

156

3.

Организационный раздел. Обязательная часть

156

3.1.

Психолого-педагогические условия реализации Программы

156

3.2.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

156

3.3.

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

159

 

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для реализации Программы образования

 

3.4.

Кадровые условия реализации Программы

181

3.5.

Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах

183

 

Организационный раздел. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

190

3.6.

Учебный план

190

3.7.

Календарный учебный график

195

3.8.

Календарный план воспитательной работы

198

3.9.

Развивающая предметно-пространственная среда: дополнительные компоненты

 

208

4.

Дополнительный раздел (п. 2.13 ФГОС ДО)

208

4.1.

Краткая презентация Программы

208


I.    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.  Пояснительная записка

Образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ «Детский сад № 4 «Халиса» с. Алхан-кала Грозненского муниципального района» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).

Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

          Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

          Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

          Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

          Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

          Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

          Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

          распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №   999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

          федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

          федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);

          Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);

          Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);

          Закон Чеченской Республики от 30 октября 2014 г. № 37-рз «Об образовании в Чеченской Республике»;

          Государственная программа Чеченской Республики «Развитие образования Чеченской Республики» (утверждена постановлением Правительства Чеченской Республики от 17 августа 2020 г. № 180 (в редакции постановлений Правительства Чеченской Республики от 16 октября 2020 года № 305, от 15 декабря 2020 года № 382, от 30 апреля 2021 года № 66, от 8 сентября 2021 года № 190, от 17 марта 2022 г. № 42);

          Указ Главы Чеченской Республики от 5 октября 2021 г. № 177 «Об утверждении Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики;

           Другие действующие федеральные, региональные и муниципальные документы;

          Устав ДОУ;

          Программа развития ДОУ;

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности   детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:

          воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;

          создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

          создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:

           Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:

          рабочая программа воспитания,

          режим дня для всех возрастных групп ДОО,

          учебный план[1],

          календарный учебный график[2],

          календарный план воспитательной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный, организационный и дополнительный разделы.

В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает описание:

          задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с Федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

          вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

          особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

          способов поддержки детской инициативы;

          особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;

          образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание:

          психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;

          организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);

          материально-техническое обеспечение Программы;

          обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

В разделе представлены режим дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.

Дополнительный раздел раскрывает краткую презентацию.

 

1.2. Цели и задачи Программы

Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и  пункта 2 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России[3].

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 14.2 ФОП ДО):

1)        обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

2)        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

3)        приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

4)        обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

5)        создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6)        объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

7)        формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

8)        формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)        обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10)    обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

11)    достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Образовательная программа дошкольного образования построена согласно ФОП ДО на основе следующих принциов, установленных ФГОС ДО:

1)        полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3)        содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников[4] (далее вместе – взрослые);

4)        признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5)        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6)        сотрудничество ДОО с семьей;

7)        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8)        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

9)        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

10)    учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Основные подходы к формированию Программы.

Программа:

          сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образов?